Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Стандарт является основой для:
-
разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
-
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
-
разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья.
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования".
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
- Федеральная образовательная программа начального общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372)
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370)
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371)
Введение ФГОС СОО 3 поколения и ФООП c 01.09.2023г.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. № 03-1889. Информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению.
План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- ФГОС ФООП (сайт Минпросвещения РФ)
Изменения во ФГОС НОО, ООО и СОО с 2024/2025 учебного года
Минпросвещения приняло новые поправки во ФГОС НОО и ООО обоих поколений, а также во ФГОС СОО. Изменения будут вступать в действие в два этапа – с 01.09.2024 и 01.09.2025. В статье подробно рассказываем о нововведениях.
! ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ С 1 СЕНТЯБРЯ 2024 Г:
КАКИМ БУДЕТ ПРЕДМЕТ "ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)"
С 1 сентября 2024 года у предмета «Технология» появляется дополнительное название. Теперь этот предмет называется – «Труд (технология)».
❗ Изменения были внесены во ФГОС НОО, ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021. Предметные результаты остались без изменений.
Опубликован Приказ Минпросвещения №1028 от 27.12.2023 года, который вносит изменения в стандарты основного и среднего общего образования.
? Изменяться требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Конкретизировали и изменили наименования предметов в учебном плане:
❌ Было:
- «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
✔️ Станет:
- «Основы безопасности и защиты Родины»
- «Физическая культура»
Изменения во ФГОС ООО с 01.09.2025
1. Минпросвещения решило дополнить историю новым курсом – «История нашего края», который заменит предмет ОДНКНР. Планируется, что замена произойдет 1 сентября 2025 года. Для этого были внесены изменения во ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021. Это объясняет, почему рабочие программы по ОДНКНР в ФОП ООО разработаны только для 5-6 классов, несмотря на требования ФГОС ООО-2021.
2. Во ФГОС ООО-2021 есть и другие обновления: скорректировали предметные результаты по истории. Они не изменяют основную идею, но слегка по-другому определяют приоритеты.
3. Также были добавлены предметные результаты для курса «История нашего края».
Обучение по данной программе будет направлено на достижение учащимися следующих результатов:
- понимание важности вклада представителей различных народов России в создание цивилизационного наследия страны;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- поддержка интереса к традициям собственного и иных народов России;
- знание исторических примеров помощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
- формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным взглядам народов РФ;
- осознание важности межнационального и религиозного согласия;
- формирование представлений о традиционном духовном наследии народов России;
- знание и уважение к государственной символике РФ;
- понимание единства и культурного многообразия народов России, а также роли русского языка как государственного и средства межнационального общения;
- осознавать единство и многообразие культур народов Российской Федерации, роль русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.
ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Если Проект будет одобрен, то приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных подпунктов, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г.
Будет увеличено общее число часов на изучение истории с 340 до 476 часов:
в 5-8 классах — по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях,
в 9 классе — по 2 часа в неделю.
Новая структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История» по классам.
Обществознание в основной школе будет изучаться только в 9 классе по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
На изучение литературы выделят 442 часа:
в 5, 6, 9 классах по 3 часа в неделю,
в 7 и 8 классах — по 2 часа в неделю.
Изменения и в связи с введением учебного предмета «Труд (технология)».
Общее число часов, рекомендованных для его изучения, – 272 часа:
в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Дополнительно рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа по предмету «Труд (технология)» строится по модульному принципу и включает обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в рамках, отведенных на учебный предмет часов («Производство и технологии», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»), и вариативные модули, разработанные по запросу участников образовательных отношений, в соответствии с этнокультурными и региональными особенностями, углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей («Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство» и др.).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 года, № 110